Эта версия сайта не поддерживается с 5 сентября 2014 года.
Приглашаем на новый сайт Центра поддержки предпринимательства!
Центр поддержки предпринимательства, Омск

644070, Омск, ул. Степная, 73

(381-2) 729-723, 729-724







Применение контрольно-кассовой техники (ККТ)


В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» к контрольно-кассовой технике (ККТ) относятся контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.


ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.


Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359  «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.


На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты:
1. Наименование документа, шестизначный номер и серия;
2. Наименование и организационно-правовая форма – для организации; фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя;
3. Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
4. Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
5. Вид услуги;
6. Стоимость услуги в денежном выражении;
7. Размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
8. Дата осуществления расчета и составления документа;
9. Должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
10. Иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Бланк изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.


Организации и индивидуальные предприниматели вправе определять внешний вид бланка, форму, шрифт, цвет и указывать в документе дополнительные реквизиты, характеризующие специфику оказываемой услуги.
Утверждения и согласования форм бланков строгой отчетности со стороны налоговых органов не требуется.

Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи бланков строгой отчетности при осуществлении следующих видов деятельности:
- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- продажи ценных бумаг;
- продажи лотерейных билетов;
- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Также могут не применять ККТ:
- организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Плательщики ЕНВД не обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД (единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).


Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

1. Наименование документа;
2. Порядковый номер документа, дату его выдачи;
3. Наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
4. Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
5. Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
6. Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
7. Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
             
Таким образом, у плательщиков ЕНВД имеется возможность либо продолжать применение ККТ, либо отказаться от применения ККТ. При этом выдача документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, осуществляется по требованию покупателя.


Для контроля количества оформленных чеков и соблюдения их нумерации можно использовать книгу учета товарных чеков. Форма ведения данной книги законодательством не установлена, поэтому она ведется в произвольном виде, наличие данной книги не является обязательным.


В случае отказа от применения ККТ законом не запрещено по желанию владельца использовать ККТ для внутреннего учета.

Следует отметить, что налогоплательщики ЕНВД, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей алкогольной продукцией, согласно Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» обязаны применять ККТ.


При совмещении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД.   


При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, использование ККТ обязательно.

 

Осуществление расчетов с применением ККТ

 

Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения определены в Постановлении Правительства РФ от 23 июля 2007 года № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

Обязанности организаций и ИП, применяющих ККТ (за исключением ККТ в составе платежного терминала или банкомата):
- осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;
- применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
- выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
- обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;
- производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

 


Контроль за применением контрольно-кассовой техники

 

Согласно ст. 7 Закона о применении ККТ контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы,  в полномочия которых входит:
•   осуществление контроля за соблюдением организациями и ИП требований Закона о применении ККТ;
•   осуществление контроля за полнотой учета выручки в организациях и у ИП;
•   проверка документов, связанных с применением организациями и ИП ККТ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверок;
•   проведение проверки выдачи организациями и ИП кассовых чеков;
•   наложение штрафов в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ на организации и ИП, нарушающие требования Закона о применении ККТ.

 

Информация о включенных в Государственный реестр ККТ сведениях о моделях контрольно-кассовой техники, содержащихся в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, размещена на сайте Роспрома www.rosprom.gov.ru.



 

Календарь событий

Last month Декабрь 2019 Next month
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Предстоящие события

Нет событий