Эта версия сайта не поддерживается с 5 сентября 2014 года.
Приглашаем на новый сайт Центра поддержки предпринимательства!
Центр поддержки предпринимательства, Омск

644070, Омск, ул. Степная, 73

(381-2) 729-723, 729-724







Государственный контроль и защита предпринимательства


Успешное развитие экономических отношений в государстве невозможно без обеспечения хозяйствующим субъектам гарантий защиты прав при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

 

Правоохранительная функция государства реализована в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их права и обязанности органов, а также меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Положения данного закона не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через границу РФ.

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)



Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

 

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами контроля ежегодных планов. Затем Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте (www.prokuratura.omsk.ru/plan.html).

 

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение 3 лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

 

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

 

Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

 

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о начале проведения плановой проверки или иным способом.


Организация и проведение внеплановой проверки

 

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

 

В случае если в результате деятельности предпринимателя причинен (или есть такая угроза) вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также если нарушаются права потребителя, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

 

Также предварительного уведомления о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется в случае проверки на предмет соблюдения запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

 

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

 

Документарная проверка.

Ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, исполнением предписаний и постановлений органов контроля.

 

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы.

 

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем установленных требований, органы контроля запрашивают у юридического лица, индивидуального предпринимателя иные необходимые документы.

 

При проведении документарной проверки орган контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки.

 

Выездная проверка.

Ее предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению установленных требований.

 

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя установленным требованиям.

 

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля, а также обязательного ознакомления юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом органа контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки; с видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов; со сроками и с условиями ее проведения. 

 

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны предоставить должностным лицам органа контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.


Срок проведения проверки

 

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий – не более чем на 15 часов.


Ограничения при проведении проверки.

 

При проведении проверки должностные лица органа контроля не вправе:
1) проверять выполнение установленных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющего органа;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (уполномоченного представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя (его уполномоченного представителя), за исключением случая проведения такой проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции и др., если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления соответствующих протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, техническими регламентами и т.д.;
5) распространять полученную информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением предусмотренных законом случаев;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний о проведении за их счет мероприятий по контролю.


Порядок оформления результатов проверки

 

По результатам проверки должностными лицами органа контроля, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников юридического лица и индивидуального предпринимателя, ответственных за нарушение установленных требований, предписания об устранении выявленных нарушений. Один из экземпляров акта вручается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. (alt Скачать 61Кб)

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. (alt Скачать 37Кб)

 

В этом журнале должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая:
1. Наименование контролирующего органа,
2. Даты начала и окончания проверки, время ее проведения,
3. Правовые основания, цели, задачи и предмет проверки,
4. Выявленные нарушения и выданные предписания
5. Фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

 

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения.

Меры, принимаемые органами контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

 

В случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах своих полномочий обязаны:
1) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

 

Если установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций или такой вред причинен, орган контроля обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.


Права юридического лица и индивидуального предпринимателя при проведении проверки


 

Руководитель (уполномоченный представитель) юридического лица, индивидуальный предприниматель (его уполномоченный представитель) при проведении проверки имеют право:
•  непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
•  получать от органа контроля информацию, которая относится к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля;
• обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя, в административном и или судебном порядке;
• на возмещение вреда, причиненного вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа контроля, включая упущенную выгоду, за счет средств соответствующих бюджетов.


Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

 

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей.

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок или не исполняющие предписаний органов контроля об устранении выявленных нарушений, установленных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Календарь событий

Last month Декабрь 2019 Next month
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Предстоящие события

Нет событий