Эта версия сайта не поддерживается с 5 сентября 2014 года.
Приглашаем на новый сайт Центра поддержки предпринимательства!
Центр поддержки предпринимательства, Омск

644070, Омск, ул. Степная, 73

(381-2) 729-723, 729-724







Франчайзинг (коммерческая концессия)

Мировая практика доказала, что франчайзинг, с одной стороны, – один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех, с другой стороны, – это возможность организовать собственное дело для начинающего предпринимателя.

 

Франчайзинг — это система сетевого бизнеса, при которой компания - франчайзор, разработавшая и успешно ведущая свой собственный бизнес, продает право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса компаниям или индивидуальным предпринимателям (франчайзи).

 

Таким образом, франчайзор отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзором своими деньгами.

Преимущества франчайзинга для франчайзи:
•    возможность начать собственное дело;
•    получение готовой «ниши» в бизнесе: франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике;
•    использование известного товарного знака;
•   широкая реклама: наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе;
•    помощь и поддержка: франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения, а также в процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем;
•   решение вопросов финансирования: франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга;
•   помощь в снабжении: обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения по льготным ценам расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков.

Недостатки для франчайзи:
•    нужен начальный капитал: чтобы купить франшизу (совокупность прав, возмездно передаваемых франчайзором своим франчайзи) и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности;
•    во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве из-за контроля над деятельностью франчайзи и требований и указаний, которые предусмотрены договором;
•    как правило, договор франчайзинга заключается на определенный срок – от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности «попробовать» и, если не понравилось, бросить бизнес без существенных материальных потерь.

 

С другой стороны, ограниченность срока действия договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

 

Нормы, регулирующие франчайзинг в России, содержатся в гл. 54 Гражданского кодекса РФ. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе используется термин «коммерческая концессия» (франчайзинг), франчайзор называется «правообладателем», франчайзи – «пользователем».

 

При использовании франчайзинга между франчайзором и франчайзи заключается договор коммерческой концессии.


Договор коммерческой концессии

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). (alt Скачать 66,0 Кб)

 

Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме, с указанием или без указания территории использования.

 

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

 

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.

 

Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (123995, г. Москва, Бережковская наб., 30, корп.1, тел. (+7 499) 240-58-42).

 

Существенные условия, которые необходимо указывать в договоре коммерческой концессии:
•    предмет договора (предоставление пользователю комплекса исключительных прав);
• размер вознаграждения, выплачиваемого пользователем правообладателю за предоставляемый комплекс исключительных прав;
•    вид предпринимательской деятельности, предполагаемой к осуществлению пользователем в рамках договора;
•    способы использования исключительных прав, предоставляемых в составе комплекса.


Коммерческая субконцессия

 

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или его части на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии. (alt Скачать 40,0 Кб)

 

Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

 

Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.


Вознаграждение по договору коммерческой концессии

 

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.


Обязанности правообладателя

 

Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную необходимую информацию, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

 

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
1. Обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии;
2. Оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
3. Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

 
Обязанности пользователя

 

По договору коммерческой концессии пользователь обязан:
•   использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
•    обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
•    соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений;
•    оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
•   не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
•    предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
•  информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.


Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

 

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, в частности:
•    обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
•   обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
•  отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
•    обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление.


Право пользователя заключить договор коммерческой концессии на новый срок

 

Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора коммерческой концессии право на заключение договора на новый срок на тех же условиях.

 

Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение 3 лет со дня истечения срока договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал прекратившийся договор.

 

В случае если до истечения 3-летнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор либо возместить понесенные им убытки.


Прекращение договора коммерческой концессии

 

Каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок.

 

Досрочное расторжение договора, заключенного с указанием срока, а также расторжение договора, заключенного без указания срока, подлежат государственной регистрации.

 

В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается.

 

При объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) договор коммерческой концессии прекращается.

 

В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение 6 месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращается.

 

В 1996 году в связи с интересом к франчайзингу у российских предпринимателей была образована федеральная общественная организация «Российская ассоциация развития франчайзинга» (www.rarf.ru), главными направлениями работы которой являются:
•  предоставление комплексных консультационных и информационных услуг по различным вопросам предпринимательской деятельности в сфере франчайзинга;
•    информационно-посредническая помощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорных отношений;
•    организация семинаров, круглых столов, конференций, и других публичных мероприятий;
•    организация интенсивной популяризации и пропаганды франчайзинга и др.

В сети Интернет существуют магазины франшиз:
www.frshop.ru
www.bportal.ru/franchise
www.buybrand.ru
www.super-franchise.ru
www.franchise-net.ru
www.sellbrand.ru и др.







 

Календарь событий

Last month Декабрь 2019 Next month
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Предстоящие события

Нет событий